На страницу "Московского Гомеопатического Центра"

Алексей Михайлович Бутенин: путь к вере
главная страница
Видео о гомеопатии
читайте
Грыжи позвоночника - лечение гомеопатией
Неврология и гомеопатия
Действие закона Геринга (ЛОР-органы)
Еще раз про коклюш
Цистит
Атопический дерматит
Гомеопатия или аллопатия?
Аденоидит
О принципе гомеопатического лечения.
поиск по сайту
карта сайта
Подписка на новости
На главную страницуКарта сайтаПоиск по сайтуВерсия для печатиНапишите намНа главную страницу
Московский гомеопатический центргомеопатия для всехгомеопатия для специалистовзадать вопрос специалистам МГЦ
 Главная > Для специалистов > Библиотека гомеопата > Гомеопатический ежегодник > Содержание гомеопатического ежегодника 2009 года > Алексей Михайлович Бутенин: путь к вере

Гомеопатическией ежегодник 2009 г.

Содержание

Михайлович Бутенин:
путь к вере

Бутенин М.А., Бутенин В.А., Бутенин П.А.,
Бутенин С.А., Бутенина И.А.

Бутенин Алексей Михайлович (1952–2008) — к. м. н. (1986), профессор (2001), консультант Московского гомеопатического центра (МГЦ), заведующий кафедрой гомеопатической пропедевтики Московского Института Гомеопатии (с 1999), Учёный секретарь Московского отделения Российского гомеопатического общества (РГО) (с 1998), член Редакционной коллегии журнала «Гомеопатический ежегодник» (с 1997) — родился в семье ученых и учителей. Окончил 2 МОЛГМИ им. Пирогова в 1975, где и учился в аспирантуре (1975–1978) и преподавал до 1982. С 1982 по 1993 работал в НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского. В 1986 году защитил кандидатскую диссертацию по ишемической болезни нижних конечностей. Работать в больницах и на «Скорой помощи» начал со второго курса института. Общий медицинский стаж 38 лет, гомеопатический — 15 лет. В 1993 прошёл первичное усовершенствование по гомеопатии в МГЦ на курсах «Симилии» и с этого времени практиковал как гомеопат‑уницист, причём полностью ушёл из аллопатической медицины. С 1997 г. работал консультантом в отделении «Помощь на дому» МГЦ, читал авторский курс «Введение в классическую гомеопатию» в Московском институте медико‑социальной реабилитологии (МИМСР), где в 2001 ему было присвоено звание профессора (за гомеопатию!). Являлся страстным популяризатором гомеопатии, постоянно выступал на радио и телевидении, в газетах и журналах, читал лекции по гомеопатии для населения в школах, клубах и т. п.

Научная работа А. М. Бутенина была частью его повседневной лечебной работы. С 1993 г. он проводил научные исследования по психодиагностике в гомеопатии: применение психодиагностических тестов; речевая диагностика; язык те­лодвижений; диагноз по рисунку; применение ИЦЗИН и типологии К. Г. Юнга; символические связи в гомеопатии. В 2000 году провёл разработки по теории и практике лечения вакцинозов. Все эти исследования отражены в его научно‑по­пуляр­ных и научных публикациях, а также в выступлениях на международных конференциях. А. М. Бутенин — автор около 100 статей и 2 монографий по гомеопатии — «Ручные лекарственные пробы» (1997) и «Гомеопат‑практик» (2002).

Ручные пробы — простой, удобный и достаточно надёжный способ верификации лекарственных версий на гомеопатическом приёме. Кисть ладони последовательно помещается без контакта над образцами лекарств и плацебо, шарики которых лежат в один слой в пластиковых чашечках диаметром 28 мм и высотой 5 мм. Установлено большое многообразие общих и местных ощущений: от тепловых до вибрации, зуда, толчков, притягивания и проч. Ручные пробы могут также использоваться при повторных обращениях для выявления актуализации и дезактуализации лекарств в ходе лечения.

Книга «Гомеопат‑практик» представляет собой сборник публикаций автора, которые стали не только результатом научных исследований, но в то же время фрагментом и побочным продуктом повседневной лечебной работы. Они были опубликованы в десятках научных медицинских и массовых популярных немедицинских периодических изданиях. Для общедоступного понимания им придавался научно‑популярный характер. Некоторые разработки (Три группы лекарственных типов и назначений, ИЦЗИН в гомеопатии, ИТО‑говый профиль, Тактика гомеопата при осложнениях вакцинации, Диагноз по рисунку, Болезнь‑символ) автор считал приоритетными. Книга является промежуточным итогом десятилетней научно‑практической и преподавательской деятельности в гомеопатии А. М. Бутенина

Автор считал, что у каждого пациента помимо симптомов его главного препарата имеется ещё масса симптомов других лекарств. Он выявил на практике возможность воздействия на различные лекарственные пласты человека. Таким образом, было выявлено три группы лекарственных типов и назначений — конституциональное, наведенное и ситуативное назначения. КОНСТИТУЦИО­НАЛЬ­НЫМ гомеопатическим типом является стереотипная совокупность анатомических (и ан­тропометрических), физиогномических, физиологических и психологических характеристик, объединённых в единое целое жизненной силой. Конституциональный психотип включает в себя такие базовые особенности психики, как тип высшей нервной деятельности, темперамент, тип реагирования и восприятия, мотивационную направленность (влечение), стиль мышления и межличностного общения, черты характера, эмоциональные реакции, поведение в стрессе, средства психологической защиты и варианты психической дезадаптации. Этот тип, по‑ви­димому, закладывается при зачатии в диапазоне, очерченном наследственностью, и определяется главными психологическими пробле­мами и переживаниями родителей перед зачатием. Конституциональный тип включает в себя своего рода ЖИЗ­НЕН­НУЮ ПРОГРАММУ ПЕРЕЖИВАНИЙ, определяющую поступки и жизненные ситуации, в которые попадает пациент. Находясь в избирательной сверхчувствительности к «своим» внешним этиоло­гическим факторам, конституциональный тип отрабатывает заложенную в себе жизненную программу, активно или подсознательно ищет таких ситуаций и обстоятельств, даже незначительных внешних причин, чтобы испытать запрограммированные эмоции и переживания, а также болезни.

Соматические болезни — это не абсолютная противоположность здо­ровью. Ни в коем случае! Это средства защиты, вроде предохранительного клапана парового котла стресса, плод неразрешённых конфликтов сознания и подсознания, которые спасают психику, личность, душу от разрушения. Болезни, таким образом, являются механизмом и средством поддержания душевного здоровья, даром Божьим. Одновременно они символически выражают проблемы и переживания человека («Болезнь‑символ»).

Как известно, лечение хронических болезней — наиболее трудный раздел гомеопатии — как раз и предполагает использование в основном конституциональных лекарств. Другими словами, излечение хронических болезней только и возможно посредством использования конституциональных лекарственных средств.

Другая важнейшая группа патологии и лекарственных типов — СИТУА­ТИВ­НАЯ. Они возникают под воздействием внешних этиологических факторов и опре­деляются в основном именно этими факторами, лечатся наиболее легко и эффектно лекарством, адекватным внешнему этиологическому фактору. К этой же группе А. М. Бутенин относил и прививочные реакции, а также эпидемии. Имея одинаковый этиологический фактор, они протекают с очень близкой клинической картиной и могут быть вылечены небольшим числом лекарств.

Третья группа назначений применяется при заболеваниях, возникающих от воздействия на человека (чаще ребёнка) более сильной личности (чаще родителей, особенно матери) в длительном и близком контакте. Такое влияние может быть не только в семье, но и в классе, коммунальной квартире и другом тесном сообществе. Такую патологию и возникающие лекарственные типы он назвал НАВЕ­ДЁН­НЫМИ.

ДЕТСКИЙ РИСУНОК в ГОМЕОПАТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ — особый раздел авторского курса для врачей‑гомеопатов А. М. Бутенина. Очень часто ребёнок, пока мать беседует с доктором, в рисунках символически выражает не только свои болезни, но и свой гомеопатический психотип.

Одними из последних направлений исследований Бутенина А. М. стали гомеопатия и религия, лечебная гомеопатическая система Л. М. Чичагова — священномученика Серафима (митрополита Ленинградского и Гдовского), православное понимание гомеопатии. В 2004 году вышел в свет его фундаментальный исторический труд «Православие и гомеопатия», который раскрыл почти 200‑летнее плодотворное соработничество Русской православной церкви (РПЦ) и гомеопатии (ГП).

Гомеопатию в России продвигали не только высококвалифицированные врачи, но и представители двух самых патриотических сословий — священнослужителей и военнослужащих. Они составили почти треть участников и корреспондентов Первого Всероссийского съезда последователей гомеопатии, проходившего в 1913 году в Санкт‑Петербурге (СПб.). Среди них: епископ Елисаветградский Анатолий (член Госдумы, представлял одесских гомеопатов), епископ Пинежский Варсонофий (мнстр. св. Артемия Архангельской губ.), епископ Коприан Семипалатинский, игумения Митрофания (Ахтырско‑Богородицкий мнстр Тамбовской губ.), игумения Леонида (Новодевичий мнстр., Москва), игумения Сергия (Алексеевский мнстр., Москва), архимандрит Вениамин (Свияжский мнстр. Казанской губ.). Сторонники гомеопатии из представителей военного сословия России были заслуженными, орденоносными и высоко образованными военачальниками, православными прихожанами, выбиравшими гомеопатию осознанно. Сторонники гомеопатии из числа высоко почитаемых иерархов и старцев РПЦ — епископы Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник (Говоров, доктор богословия), архимандрит Свияжский Вениамин, схиархимандрит Гавриил Седьмиезерский (Зырянов), архимандрит Семион (Холмогоров), митрополит Петербургский сщмч Серафим (Чичагов), Серафим Вырицкий (Мура­вьёв), архиепископ Вениамин (Благонравов, Иркутск), архимандриты Иоанн (Крестьянкин, Псков), Кирилл (Павлов, Москва), епископ Антоний Сурожский, протоиерей Иоанн Кронштадтский (Сергиев) и др. — приветствовали и рекомендовали гомеопатию или сами лечили гомеопатическими лекарствами. Они пришли к гомеопатии на склоне лет и на пике своей церковной карьеры, обладая высочайшим богословским и общим образованием, научными степенями, мудростью, с молитвой и по благословению своих духовников.

Оба эти сословия, как и ГП, после революции подверглись репрессиям, арес­там, тюрьмам, ссылкам и физическому уничтожению. 6 участников и корреспондентов Первого Всероссийского съезда последователей гомеопатии 1913 года были расстреляны в Бутове в 1937 г.: священники Лебедев С. П., Успенский Дм., диаконы Серединский М., Успенский С., протоиерей Соколов Дм., псаломщик Смирнов В. Архимандрит Симеон (Холмогоров) — расстрелян во Владимире (1937).

Центральной фигурой данной исследовательской работы А. М. Бутенина был сщмч. СЕРАФИМ (Чичагов, 1856–1937) — потомок древнего аристократического рода мореплавателей‑первопроходцев и географов, адмиралов и военно‑морских министров — герой‑орденоносец русско‑турецкой войны (1877–1878), художник‑иконописец и композитор, писатель‑историк, богослов и проповедник, главный движитель прославления прпд. Серафима Саровского (1903), поборник единства Русской Православной церкви и один из ее высших иерархов. Он был в течение 30 лет членом Священного Синода, пострадал за веру, был расстрелян в Бутове (1937) и причислен к лику Святых РПЦ (1997). До своего священничества, по благословению св. Праведного Иоанна Кронштадтского, он 12 лет (1878–1890) занимался успешной медицинской практикой, вылечил около 20 000 тяжёлых больных и разработал самобытную русскую систему лечения гомеопатическими средствами, дал единственно правильное научное обоснование гомеопатии с позиций православия: «Господь Бог дал нам растения для здоровой жизни; из них и следует получать лекарства посредством измельчения материального и высвобождения заложенной в них Божественной силы (динамизация и потенцирование). Исцеление по вере даёт Бог. При соответствующей квалификации и высоком морально‑духовном уровне, врачу‑гомеопату позволено стоять рядом с лечением; при этом он выступает как посредник, подбирая лекарство из сотворённого Богом источника Богом же созданному человеку по принципу ПОДОБИЯ».

Говоря современным научным языком, гомеопатическое лекарство, становясь невесомым и нематериальным, передает целебную информацию от созданного Богом источника больному. Гомеопат со смирением молит Господа вразумить его и позволить лечение страждущих, понимая, что исцеляет только сам Бог. Излечению очень способствует обращение за молитвенной помощью к нашему небесному предстателю сщмч. Серафиму (Чичагову), как мысленно, так и через молебны о здравии, заказанные в храмах и монастырях.

Л. М. Чичагов утверждал, что «Изгнание Бога из современного образованного мира неминуемо должно было привести к отвержению природы, созданной Им, и к неверию в её целебность». «Никто не в состоянии уверить меня, что Господь не предназначил растительную природу для пользования болеющего человечества» («Медицинские болезни», т. 1, с. 680).

Первым после долгого забвения это осознал и изложил в многочисленных публикациях, выступлениях и трудах («Гомеопатия и Православие», 2004; «Луна над Полигоном», 2006), выдающийся православный врач‑гомеопат с 38‑летним медицинским стажем, автор 100 статей и 2 монографий по гомеопатии, про­фессор Алексей Михайлович Бутенин, — внук невинно убиенного в 1937 году калужского священника Стефана Зарецкого. На выполнение этой работы 18 июля 2004 года он получил Благословение (через келейницу Смирнову Т. С.) Печорского старца‑за­творника схиархимандрита Иоанна Крестьянкина с таким напутствием: «Нет православной гомеопатии! Есть православный человек. Это главное. И он должен быть высоким профессионалом в своём деле, например, в гомеопатии».

Таким образом, гомеопатия, как отрасль медицины, может успешно применяться высокопрофессиональным, и особенно верующим, врачом любого вероисповедания (индус, мусульманин, иудей, лютеранин и др.). Страдавшего тяжёлым недугом композитора Глинку М. И. (1804–1857) к спасшему его врачу‑гомеопату направил католический священник. Мы же, российские гомеопаты, должны неустанно и усердно трудиться над повышением своего профессионализма и укреплением православной веры в своем сердце.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев, 1829–1908) в течение 16 лет (1892–1908) был Почётным членом СПб общества последователей ГП, совершал молебствия при открытии ГП‑мероприятий и учреждений, жертвовал на них ежегодно большие суммы денег; 30 лет был духовником Л. М. Чичагова, будущего митрополита, которого благословлял на лечение ГП‑ле­карствами и разработку его лечебной системы. В своей речи на открытии гомеопатической лечебницы в СПб 17.10.1892 дал единственно правильное научное обоснование гомеопатии с позиций православия. Напомним об этой знаменитой речи св. праведного Иоанна Кронштадтского, полностью опубликованной в тогдашней периодике и материалах Первого Всероссийского съезда последователей гомеопатии в 1913. Вот её основная часть: «Ваше учреждение или ваш метод лечения болезни имеет своим девизом пословицы древних мудрецов‑гомеопатов «Similia similibus curentur», — метод самый разумный и верный. Сама божественная Премудрость не нашла более верного средства ко врачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным. И вот Творец Сам снизошёл к Своей твари, восприняв на себя всю природу человека, кроме греха и страстей его; Бог сделался человеком, не переставая быть Богом, и Своё совершенное человечество, соединённое с Божеством, как целебный пластырь к ране, прилегает к острупленному грехом и болезнями человечеству, предлагая душам грешным Свой Богочеловеческий пример и Свои целебные и блаженные заповеди, а тело врачуя Своею Божественною Десницею, или одним творческим словом, или приложением подобного к подобному, например, брения, составленного из земли и Своей животворной слюны, к очам слепого. Прежде креста, смерти и воскресения Своего, Он установил на все века для действеннейшего врачевания грешного человечества величайшее Таинство причащения пречистого Тела и Крови Своей, соединённых с Божеством.

Значит, друзья, Вы в Самом Богочеловеке имеете пример врачевания ПО­ДОБНОГО ПОДОБНЫМ. Да будет же всегда вашим всесильным Помощником при ваших общеполезных действиях Сам Богочеловек и Всемогущий Творец и Врач болящего тлением человечества!»

Великий гомеопат Кент утверждал: «Мы не знаем, как действует гомеопатическое лекарство, но Бог знает!» И ещё: «Человек, который не может верить в Бога, не может стать Гомеопатом».

Евангелие от Марка с комментариями бл. Феофилакта изобилует медицинскими случаями, трактовка которых поразительно схожа с гомеопатическим пониманием. Православие учит, что, помимо группы разнообразных внешних причин, болезни в основном вызываются страстями, которые можно определить, как высокоамплитудные эмоции, нереализованные и подавляемые устремления, угрожа­ющие человеку умопомешательством, суицидом или страшными антисоциальными поступками. Гомеопатия согласна, что болезнь — это дар Божий, данный во спасение души, образно говоря — выпускной предохранительный клапан парового котла стресса; кроме того, болезнь выражает символически вызвавшую её проблему. Мы рекомендуем больным ставить свечки и заказывать благодарственные молебны Господу за спасение через болезнь, что реально помогает в лечении.

Творцу было угодно создать бесконечное разнообразие людей, которые в то же время иногда оказываются удивительно схожими, оправдывая гомеопатическую конституциональную типологию. Следуя Л. М. Чичагову и В. Ф. Войно‑Ясенец­ко­му, в конституциональном типе мы отдаём примат духу и душе, материальным выражением которых является тело, а необходимым приложением — болезни. Развивая конституциональную доктрину, можно утверждать, что для любого типа может быть приготовлено гомеопатическое лекарство. И, наоборот, из любого объекта природы по гомеопатической технологии может быть приготовлено и испытано лекарство, которое может подойти по подобию какому‑нибудь человеку. Без конституционального средства излечение глубокой хронической болезни практически невозможно. Эти средства также поразительно убыстряют исцеление и от острых заболеваний. Так и напрашивается сравнение их с «ангелом‑хранителем».

Духовное самоусовершенствование и специфика работы врача‑гомеопата закономерно после многих лет практики приводит некоторых гомеопатов (Л. М. Чи­ча­гов, С. С. Фаворский, архимандрит Свияжский Вениамин, гомеопат‑монахиня Л. Б. Янкова) в священничество и монашество без отречения, однако, от гомеопатии. Да и сам А. М. Бутенин пришел к Вере через гомеопатию, а сщмч Серафим (Чичагов) «привел» его к крещению в Оптиной пустыни в 2003 году.

Изучение этой темы позволило А. М. Бутенину провозгласить актуальность возрождения и развития столь распространённой в XIX веке ПРИХОДСКОЙ ГОМЕО­ПАТИИ, т. е. системы обучения прихожан (врачей и не врачей) ГП‑методу и создание сети ГП‑кабинетов имени сщмч. Серафима (Чичагова) для прихожан и монахов (Л. М. Чичагов наставлял в каждом приходе иметь гомеопатическую аптечку, к которой нужно приставить медработника).

С декабря 2004 во исполнение завета Святого в Бутово при храме Новомучеников по инициативе и благословению настоятеля о. Кирилла (Каледы) А. М. Бутенин создал первый в стране методический кабинет приходской гомеопатии имени сщмч. Серафима (Чичагова). Кабинет проводит бесплатное лечение, обучение по использованию гомеопатических лекарств, а также научно‑исторические исследования. К настоящему времени состоялось около 60 семинаров и более 1000 бесплатных консультаций, вылечены десятки больных из более 50 приходов Москвы и других областей. Письменные ходатайства из приходов свидетельствуют, что направляющие на гомеопатическое лечение священники, таким образом, признают богоугодность этого направления медицины.

Главным делом своей жизни, наряду с постоянной лечебной работой, Алексей Михайлович считал изучение жизненного пути сщмч Серафима (Чичагова) и укрепление православной веры людей через соприкосновение с этим святым. Он постоянно собирал и изучал архивные материалы жизни митрополита Серафима — главного движителя прославления преподобного Серафима Саровского.

11 декабря 2006, в день памяти сщмч Серафима (Чичагова), была «обретена» книга «Луна над полигоном», посвящённая 150‑летию со дня его рождения, содержащая поэтическое жизнеописание святого, его лечебной системы и мученической кончины, обилие цветных иллюстраций и подробные примечания в виде научно‑исторических рассказов. Книга была подготовлена и напечатана автором на собственные средства.

А. М. Бутенин постоянно занимался спортом (туризм, волейбол, шахматы) и музыкой (гитара). В 1990 окончил Государственное музыкально‑педагогическое училище им. Гнесиных с дипломом «Артист эстрады, руководитель оркестра, преподаватель музыкальной школы по классу гитары». В 1980–2000 гг. преподавал в созданных им студиях гитары по оригинальной собственной методике, признанной лучшей и опубликованный Министерством культуры СССР в 1988, создал свыше 100 переложений популярных произведений для гитары. С 1980 г. являлся президентом Московского клуба «Лесной волейбол» (зарегистрирован в 1991), в котором руководил также отделом медико‑социальных исследований, проводил приоритетные массовые волейбольные турниры и фестивали («Волейбол на снегу», «Волейбол‑мини»). Он является автором оригинальной техники игры в одиночку против команды, что опубликовано в центральной спортивной прессе (журнал «Физкультура и Спорт», 1989). Имеет около 200 публикаций по волейболу, здоровому образу жизни, работе с населением по месту жительства.

А. М. Бутенин — отец четырёх сыновей. Трое — Михаил, Василий, Петр — врачи‑гомеопаты  с  красными  дипломами,  прошли  все  усовершенствования  по гомеопатии, работают в Московском гомеопатическом центре. Младший сын — Степан — отслужил в армии, работает в другой области. Все занимаются спортом и гитарой, постоянно практикуют и проводят научные исследования по го­меопатии.

 



На главную страницуКарта сайтаПоиск

 © Гомеопатия для всех. 15.04.2021.
Любое воспроизведение материалов сайта только с разрешения администрации сайта.

Rambler's Top100