На страницу "Московского Гомеопатического Центра"

Некоторые теоретические и практические аспекты антропософской фармации
главная страница
Видео о гомеопатии
читайте
Грыжи позвоночника - лечение гомеопатией
Неврология и гомеопатия
Действие закона Геринга (ЛОР-органы)
Еще раз про коклюш
Цистит
Атопический дерматит
Гомеопатия или аллопатия?
Аденоидит
О принципе гомеопатического лечения.
поиск по сайту
карта сайта
Подписка на новости
На главную страницуКарта сайтаПоиск по сайтуВерсия для печатиНапишите намНа главную страницу
Московский гомеопатический центргомеопатия для всехгомеопатия для специалистовзадать вопрос специалистам МГЦ
 Главная > ... > ... > Гомеопатический ежегодник > Содержание гомеопатического ежегодника 2009 года > Некоторые теоретические и практические аспекты антропософской фармации

Гомеопатическией ежегодник 2009 г.

Содержание

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТРОПОСОФСКОЙ ФАРМАЦИИ

Волжанова М.И., Байльман Р.А., Суслина С.Н.

ООО «Лекарственные средства ВАЛА‑Р»;
Кафедра общей фармацевтической и биомедицинской технологии
Российского университета дружбы народов, г. Москва

Основные положения антропософской медицины обосновали в начале двадцатых годов XX в. доктор философии Рудольф Штайнер и доктор медицины Ита Вегман в сотрудничестве с врачами. Целью данного направления явилось соединение духовных познаний Штайнера о сущности человека с современными естественно‑научными исследованиями в области медицины. Вследствие этого образовалась область медицинских знаний, которая не только описывает взаимодействие физических и психических законов здоровья и болезни, но изучает таковые в единой системе человек — природа.

Проведя сравнительные исследования, Штайнер разработал общности, которые существуют между физическим телом человека и законами царства минералов. Подобные общности существуют между жизненными процессами человека и законами царства растений и царства животных. Вместе с тем способностью к саморазвитию обладает только человек, в жизненных процессах которого сочетаются природное и умственное, обусловливающее его жизненные идеалы, цели, устремления. По мнению Штайнера, болезнь и здоровье следует рассматривать у человека иначе, чем у животного и растения. То, что делает человека человеком: прямохождение, высокая степень противопоставления большого пальца кисти, способность к аб­страктному мышлению, сознание, речь — придают исключительность человеку в царстве животных. Таким образом, возможность саморазвития и ошибки на этом пути должны учитываться и исследоваться в патогенезе и терапии заболеваний человека. Следует рассматривать физические, психические (душевные) и умственные функции человека в их взаимодействии. Основываясь на этих заключениях, Штайнер и Вегман издали основополагающий труд «Основы расширения врачебного искусства согласно исследованиям духовной науки» [10]. В нем описывается сущность здоровья и болезни в виде взаимодействия так называемых четырех составляющих, которые включают физическую, жизненную, психическую (душевную) и умственную природу человека.

В антропософской медицине различают «физическое тело» как проявление общих законов физики, «эфирное тело» как проявление жизненного закона, «астральное тело» как проявление психического закона и «организацию Я» как проявление умственного закона. На физическом уровне эти четыре составляющие регулируют упорядоченное взаимодействие трех агрегатных состояний: твердого («физическое тело»), жидкого («эфирное тело») и газообразного («астральное тело») — с сопровождающим все процессы теплом («организация Я»). На психическом уровне закон разделения составляющих и единства существа объясняет истоки саморазвития человека, то есть «эфирное тело» отвечает за мыслительный процесс, «астральное тело» — за эмоции, «организация Я» — за проявление воли, стремление к самостоятельному достижению поставленной цели. Основа человеческого духа (как совокупность «физического тела», «эфирного тела», «астрального тела» и «организации Я») заключена в трех системах: «нервно‑сенсорной», «метаболико‑лимбической» и «ритмической» [4].

Важность этой абстрактно сформулированной здесь связи можно объяснить на примере мышления. Одним из важнейших результатов исследования Штайнера явился его вывод о тесном взаимоотношении между «жизненными законами» и человеческим мышлением. По мнению философа, «эфирное тело» человека имеет двойственную природу. Важнейшими свойствами всего живого, которые не только отличают его от неживого, но и определяют наряду с размножением продолжение жизни, являются наследственность и изменчивость. Сочетание свойств живого создает «физическое тело». В течение роста «физического тела» «эфирные силы» охватывают его, и «жизненные законы» будут обеспечивать его дальнейший рост и развитие. Свободные «эфирные силы» человека служат развитию его мыслительного процесса. Таким образом «эфирное тело» как «орган мысли» служит умственному росту и развитию человека. То, что на физическом уровне понимается как материальный, аналитический процесс, на мыслительном уровне соответствует синтетическому, конструктивному интеллекту. Происходит точное взаимодействие всех жизненных функций в организме и мыслительных процессов.

Метаморфоза «жизненных законов» и законов мышления является основой антропософской профилактической медицины и имеет большое значение для понимания психосоматической (психика—тело) и соматопсихической (тело—психика) связей.

На сегодняшний день широко известны результаты исследований, подтверж­дающих корреляцию между аффективными расстройствами (депрессиями) и последующим нарушением иммунитета с высоким риском развития онкологических заболеваний. Результаты современных иммунологических и психоиммунологических исследований, а также психоонкологии в значительной мере подтверждают высказанное Штайнером положение. Например, если увеличение и, соответственно, разрастание ткани в органе своевременно не переходит в «умственную энергию» (силу воли, позитивное мышление), то нарушения в этом органе могут привести к разрастанию ткани вплоть до злокачественных новообразований. Эти постулаты можно использовать при оказании психологической поддержки пациенту для замедления прогрессирования заболевания [8].

Данное положение может стать в дальнейшем основой для диагностики и создания лекарственных средств.

Основываясь на нем, Штайнер впервые ввел в 1920 г. в терапию злокачественных новообразований Омелу белую (Viscum album L., семейство cанталовые — Santalaceae). Согласно его научным исследованиям, омела как лекарство принимает внешний вид разрастающейся субстанции, схожей с таковой при карциноме, то есть медленно растущее растение своим видом уподобляется быстро и беспорядочно растущей опухоли. Современные естественно‑научные исследования показали, что основные действующие вещества омелы — лектин и вискотоксин — действуют антагонистически: с одной стороны, невосприимчиво‑побудительно, с другой — цитотоксически и канцеростатически [9].

Таким образом, согласно антропософскому учению человек — это единство «физического тела», «эфирного тела», «астрального тела» и «организации Я». Больной организм рассматривается последователями данного учения как нарушенное равновесие этих составляющих. Действие лекарственных средств, приме­няемых в антропософской медицине, направлено на восстановление нарушенного равновесия.

Последователями антропософского учения Штайнера были заложены основы антропософской фармации. Доктор философии Рудольф Хаушка и доктор медицины Ита Вегман воплотили основные идеи антропософского учения в создании лекарственных средств. Полученные лекарственные средства отвечали завету философа: «Изучайте ритмы, ритм несет жизнь». В 1935 г. в Германии было основано пред­приятие «WALA Heilmittel GmbH», которое на протяжении 70–ти лет производит лекарственные средства в соответствии с антропософскими взглядами. Девиз предприятия — «Из природы для человека». Лекарственные средства по «WALA» — методу производят, основываясь на природных ритмах. В соответствии с антропософскими взглядами дуализм в природе, например, свет — тьма, тепло — холод, статика — динамика, создают ритмы, в соответствии с которыми растут лекарственные растения. Фармацевты «WALA», соблюдая эти ритмы в процессе приготовления, получают водные субстанции — настойки матричные ферментированные, которые качественно отличаются от этанольных настоек матричных. «WALA» — это аб­бревиатура немецких слов «Wärme — Asche — Licht — Asche» (Тепло — Зола — Свет — Зола), в которой фактически заключена технологическая схема производства настоек матричных ферментированных. Под воздействием ритмов тепло — зола — свет — зола в процессе приготовления настойки матричные ферментированные консервируются естественным способом, без добавления этанола.

В основе антропософской фармации лежит учение антропософии о взаимодействии природы и человека. Определенные отношения между человеком (здоровым или больным) и природой («природной субстанцией») заложено в общей эволюции человека и царств природы. Каждый болезненный процесс имеет сходство с природным процессом. Например, склеротические заболевания, сопровождающиеся отложением кальцинированных бляшек и склерозированием тканей, имеют род­ство с законами царства минералов. Ряд патологических процессов в человеческом организме сродни законам царства растений. Многие ядовитые лекарственные растения имеют родство с психическими процессами человека [3, 4].

Из антропософского учения следует, что минералы оказывают специфическое воздействие на «организацию Я» и «физическое тело». Лекарственные растения влияют на «астральное» тело, улучшая его взаимодействие с «эфирным» телом, то есть регулируют согласованность проявлений «психического закона» и «жизнен­ного закона» (конструктивное соотношение между настроением, сознанием и физическим телом). Лекарственные средства животного происхождения (например, Формика, Апис, органопрепараты) влияют на «эфирное тело» человека.

Таким образом, особенности технологических фармацевтических процессов в антропософской фармации заключаются в том, что лечебный эффект должен быть достигнут с помощью рационально подобранных субстанций, технологии приготовления субстанций и лекарственных форм.

Наиболее показательным в антропософской фармации является пример омелы. Отличительным признаком этого полупаразитического кустарника, растущего на ветвях преимущественно лиственных деревьев, является внешний вид шара до 1 м в диаметре. Омела состоит из многочисленных вильчато ветвящихся зеленых стеблей с толстыми кожистыми супротивными сидячими продолговатыми листья­ми. От корней омелы отходят особые присоски, которые обрастают древесиной дерева и оказываются погруженными в нее. Впоследствии на корнях возникают новые побеги, то есть растение размножается и вегетативно, корневыми отпрысками. Омела демонстрирует тем самым свое соотношение со злокачественными новообразованиями.

В ее вегетативных органах (почках и листьях) содержатся преимущественно вискотоксины, пектины, в генеративных (цветках и ягодах) — лектины, слизи, сахар, смолы. Биологически активные вещества, образующиеся в полярных сезонах (зима — лето), также являются антагонистами.

Технологический фармацевтический процесс заключается в том, чтобы связать противоположности и научиться приготавливать настойки матричные ферментированные из побегов омелы, собранной зимой и летом, смешивая их в таком соотношении, чтобы появилась новая целостная субстанция, которая соответствует комп­лексному развитию злокачественных новообразований и ограничивает активность больного органа, в то же время активизируя иммунную систему организма [5].

Руководства по приготовлению субстанций из лекарственного растительного сырья представлены в гомеопатической фармакопее Германии (далее ГФГ). Пропи­си 33 ae, 34 ae, 35 ab, 36 и 37 ab ГФГ указывают на приготовление настоек матричных ферментированных, из которых в дальнейшем методом потенцирования получают лекарственные средства [3, 7].

Для приготовления настоек матричных ферментированных используют метод водной экстракции из растительного сырья с ферментацией. При этом получают настойки матричные, качественно отличающиеся по биологически активным веществам от водно‑спиртовых настоек. При смешивании свежеприготовленного сока с этанолом происходит коагуляция коллоидных веществ, некоторые действующие вещества консервируются, а вещества сложного строения распадаются на более простые. В настойках, полученных извлечением 80% этанолом, увеличивается содержание эфирных масел и сапонинов, уменьшается суммарное содержание сухого остатка [1].

Настойки матричные ферментированные приготавливают методом мацерации измельченного свежего или высушенного лекарственного растительного сырья водой, очищенной при добавлении меда, лактозы, молочной сыворотки.

Величина рН настоек матричных ферментированных согласно ГФГ составляет 3,0–4,5. При повышении величины рН лактобактерии быстро размножаются, об­разуя молочную кислоту и вытесняя другие микроорганизмы. Соблюдение температурного режима, величины рН, продолжительности мацерации, режима перемешивания способствуют созданию асептических условий.

Мацераты настаивают в грубокерамических сосудах. Температурный режим поддерживают с помощью жидкостных (водных) термостатов. Экстракцию сопровождают перемешиванием мацератов два раза в день с помощью лопаток из нейтрального материала.

По методу 33 ГФГ используют свежее лекарственное растительное сырье (далее — ЛРС), которое смешивают с определенным количеством воды, меда и лактозы. Измеряют величину рН. Настаивают при температуре (37±0,5)°С в течение 3,5 суток. Ежедневно утром и вечером измеряют величину рН мацерата и охлаждают в смеси воды со льдом в течение двух часов при температуре не выше 4°С. При снижении величины рН мацерат помещают в условия комнатной температуры (18–25°С). Через 3,5 суток ЛРС отжимают и высушивают на воздухе. Часть сырья помещают в фарфоровый тигль и сжигают при температуре около 700°С до получения золы. Ранее полученное водное извлечение смешивают с золой в соотношении 0,05 г золы на 100 мл извлечения, затем помещают в прохладное (12–15°С) защищенное от света место, настаивают в течение 6 месяцев, осадок удаляют.

По методу 34 ГФГ используют свежее или высушенное ЛРС. Утром до восхода солнца 1/7 часть ЛРС смешивают с медом, определяют рН и настаивают при температуре (37±0,5)°С. Вечером перед заходом солнца измеряют величину рН мацерата, охлаждают его в течение двух дней в смеси воды со льдом. Утром мацерат фильтруют, определяют величину рН и смешивают со следующей 1/7 частью ЛРС, настаивают в течение двух дней при температуре (37±0,5)°С. Утром ЛРС отжимают. Таким же образом обрабатывают оставшиеся 5 частей ЛРС. Извлечение, полученное после обработки последней части ЛРС, оставляют для настаивания в течение не менее 2–3 часов, фильтруют, определяют величину рН. Фильтрат, как правило, мутнеет. Отжатое ЛРС высушивают на воздухе, небольшую часть сжигают при 700°С для последующего озоления в соотношении 0,05 г золы на 100 мл извлечения. Извлечение помещают в прохладное (12–15°С) защищенное от света место. Настаивают не менее 6 месяцев, осадок удаляют.

По методу 35 ГФГ используют свежее ЛРС. 100 г измельченного ЛРС смешивают с определенным количеством воды и молочной сыворотки. Далее приготавливают по методу 33 ГФГ.

По методу 36 ГФГ используют высушенное ЛРС. Измельченное ЛРС делят на 7 частей. Утром первую часть ЛРС смешивают с водой и молочной сывороткой. Измеряют величину рН, настаивают в течение двух часов при температуре (37±0,5)°С. Далее приготавливают согласно методу 34 ГФГ [1, 2, 7].

Таким образом, настойки матричные ферментированные приготавливают в течение семи дней, выставляя до восхода солнца и после заката при температуре 4°С, настаивая при температуре (37±0,5)°С, перемешивая, проводя озоление, в соответствии в природными ритмами, то есть ритмами, которые согласно учению Штайнера «несут жизнь».

Далее фармацевты‑антропософы используют настойки матричные ферментированные для приготовления лекарственных средств.

Потенцирование в антропософской фармации заключается в разбавлении постепенным ритмичным встряхиванием и растиранием. Процесс потенцирования можно сравнить с конечным образованием тепла в процессе метаболизма. В антропософской фармации преимущественно используют десятичные разведения. Как правило, высокие разведения — D30 — действуют больше на «организацию Я», средние — D8–D15 — на соотношение «астрального» и «эфирного» тел и соответственно на ритмическую систему, более низкие разведения — Ø–D6 — на «физическое тело».

В антропософской фармации лекарственные формы различают по агрегатному состоянию (твердые, жидкие и мягкие) и по пути введения (энтеральные и парентеральные). Лекарственные формы также ориентированы на упомянутую закономерность. Парентеральные средства действуют на гармонизацию «астрального» и «эфирного» тел, то есть на ритмическую систему. Энтеральные средства действуют на «физическое тело». Одна и та же субстанция может оказывать различный эффект в зависимости от лекарственной формы [3, 4].

В антропософской медицине распространено применение комплексных препаратов. Отдельные активные компоненты оказывают соответствующее терапевтическое действие, усиливая эффективность препарата (ГФГ, пропись 40). В большинстве случаев комплексные препараты направлены на «типичные» картины болезни. Сложность функционального развития заболевания ведет к поиску и квалифици­рованному приготовлению субстанций, последующих разведений и эффективных лекарственных форм.

Улучшению состояния пациента также способствует поддерживающая терапия, к которой в антропософской медицине относятся: соблюдение диеты, физические факторы (вода, свет, воздух), виды художественной терапии (терапевтическая лепка, терапевтическая живопись, музыкальная и вокальная терапия, лечебная ритмическая гимнастика), а также коммуникативная терапия [6].

Таким образом, антропософская медицина позиционирует себя не как альтернативная медицина, а как область естественно‑научной медицины современности. Развитие антропософской фармации способствует разносторонности терапии в ант­ропософской медицине [3].

Литература

1. Костенникова З. П., Акашкина Л. В., Островский А. З. Введение в гомеопатическую фармацию. — М.: Симилия, 2003. — 208 с.

2. Сборник фармакопейных статей по гомеопатии. Под научной редакцией члена корреспондента АМН, профессора Р. У. Хабриева. — М., 2005.

3. Anthroposophic Pharmaceutical Codex. Second edition. International Association of Anthroposophic Pharmacists. Goetheanum. Medical Section. Dornach. Switzerland, 2007.

4. Basic information on the working principles of anthroposophic pharmacy. Second edition. International Association of Anthroposophic Pharmacists. Goetheanum. Medical Section.Dornach, Switzerland, 2007.

5. Glöckler M., Schürholz J. Krebsbehandlung in der anthroposophischen Medizin. — Stuttgart, 1996.

6. Glöckler M., Schürholz J., Treichler M. Dokumentation der besonderen Therapierichtungen und natürlichen Heilweisen in Europa. (Bd. I, 1 Halbband).Lüneburg, 1991.

7. Homöopathishes Arzneibuch, 1 Ausgabe 2007, Deutscher Apotheker Verlag Stuttgart.

8. Kienle G. S., Kiene H., Albonico H. U. Anthroposophic medicine. Effectiveness, utility, costs, safety.Stuttgart: Schattauer, 2006.

9. Pharmazeutische Praxis: ein Leitfaden für den Prüfungsabschnitt nach der Approbationsordnung für Apotheker. Hrsg. Von Karl‑Artur Kovar.Stuttgart: Wiss. Verl.‑Ges., 2001.

10. Steiner R. Grundlegendes für eine Erweiterung der Heilkunst nach geisteswissenschaftlichen Erkentnissen. Dornach GA 27, 1984.

 



На главную страницуКарта сайтаПоиск

 © Гомеопатия для всех. 14.04.2021.
Любое воспроизведение материалов сайта только с разрешения администрации сайта.

Rambler's Top100